Герб Гимназия 1 г.Любани  
Javascript DHTML Drop Down Menu Powered by dhtml-menu-builder.com
Электронный дневник Дистанционное обучение   Прием в гимназию   Ученический журнал  Учительский журнал  
Javascript DHTML Drop Down Menu Powered by dhtml-menu-builder.com  
Интернет-ресурсы
Интернет-портал Президента Республики Беларусь   Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Министерство образования Республики Беларусь   Национальный институт образования
Минский областной исполнительный комитет   Главное управление по образованию Минского областного исполнительного комитета
МОИРО   Детский правовой сайт
Любанский РИК   Управление по образованию, спорту и туризму Любанского райисполкома
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь    



ЕИОР
Электронная библиотека


Виртуальный кабинет профориентации ГУО «Гимназия №1 г. Любани»


Советы учащимся при выборе профессии

Информация для родителей «Как помочь своим взрослеющим детям в профессиональном самоопределении»

Роль семьи в трудовом воспитании и жизненном самоопределении детей


Консультации по вопросам профориентации:

64491 - заместитель начальника управления по образованию, спорту и туризму Лапанович Анжела Николаевна
64492 - главный специалист, курирующий вопросы кадровой работы управления Самусевич Елена Владимировна
61854 - педагог психолог ГУО "Любанский районный социально- педагогический центр" Мафиеня Оксана Александровна



Советы учащимся при выборе профессии
(рекомендации педагога – психолога)

При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:

  • Выбор профессии «за компанию».
  • Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.
  • Увлечение только внешней стороной профессии.
  • Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.
  • Устаревшее представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
  • Отождествление учебного предмета с профессией.
  • Незнание и недооценка своих физических противопоказаний.
  • Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
  • Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
  • Недостаточное знание профессии.
  • При выборе профессии нужно:
  • Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда;
  • Определиться в своих интересах;
  • Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
  • Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;
  • Иметь (желательно) опыт профессиональных проб.
  • Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья);
  • Знать региональную структуру потребности в кадрах, имеющую свою специфику в каждом регионе;
  • Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.

Выбирая профессии, важно:

  • Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к педагогу – психологу гимназии. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования).
  • Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку, перспективах развития профессий и др.
  • Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить интересующую специальность.
  • Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости.

Выбирая учебное заведение:

  • Узнайте всё  об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.
  • Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.
  • Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.
  • Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно к нему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбора и ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками вы обладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы и способности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?
  • Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду. Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромное значение.
  • Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.

Информация для  родителей
«Как помочь своим взрослеющим детям
в профессиональном самоопределении»
(рекомендации педагога – психолога)


1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
 4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
 5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
 6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в ВУЗ. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.
Вместе, но не вместо
Главное, родители, отдавать себе отчет в том, что Вы лишь помогаете ребенку определиться, а вовсе не определяетесь вместо него.
Ваша помощь необходима потому,  что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна.
Так что вряд ли, родители, Вам стоит рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит.
С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.
Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи педагога-психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.
7 шагов к решению
Итак, Ваша задача, уважаемые родители, не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?
ШАГ 1.
Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.
Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
ШАГ 2.
Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например, заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Ваша задача, родители - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой Вы владеете, рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.
К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
ШАГ 3.
Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались Вы сами!).
ШАГ 4.
От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.
ШАГ 5.
Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование (у педагога – психолога УО, в центрах профориентации, на профориентационных сайтах). Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но, прежде всего, познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д.
Существует масса психологических методик, которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.
ШАГ 6.
В ВУЗ - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в ВУЗ - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в ВУЗ просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
ШАГ 7.
Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не останавливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому Вы, родители,  должны поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».
Ошибка - тоже опыт
Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.
Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.



Роль семьи в трудовом воспитании и жизненном самоопределении детей

В условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики большое значение приобретает трудовое воспитание, когда от человека требуются высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками.
Одним из важнейших качеств, которое должно быть развито и сформировано у ребенка, является трудолюбие, которое будет способствовать развитию в самом ребенке таких личностных качеств как ответственность, аккуратность, уважение к чужому труду, которые разовьют в нем трудовое сознание, будут способствовать появлению умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.
Конечно, в границах семьи трудно дать ребенку такое трудовое воспитание, которое обычно называется квалификацией. Но именно семейная трудовая подготовка имеет важное значение для будущей квалификации человека. Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку.
Существуют определенные правила, при соблюдении которых труд воспитывает.
1.Чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание.
2. Во время выполнения обязанностей по бытовому труду не надо бояться труда, требующего умственного или физического волевого напряжения. Легко полученная победа не вызывает чувства радости и не оказывает положительного воспитательного воздействия.
3. Надо так организовать жизнь ребенка в семье, чтобы он смотрел на свои трудовые поручения как на необходимость, как на долг перед семьей.
4. Труд должен сменяться отдыхом, так как любой труд вызывает утомление.
5. Воспитание детей должно быть в коллективе, для коллектива и через коллектив. Это положение справедливо во всех видах труда. Коллективный труд создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок почувствовал себя членом семьи, осознал свою неразрывную связь с ней.
Типичные ошибки родителей заключаются в недопонимании воспитательного значения труда для детей, оберегании их от труда и выполнении за них бытового, учебного труда, неверное стимулирование детского труда (плата за труд, за учебу, обещание дорогих подарков). Иногда родители не умеют правильно организовать труд ребенка в семье (ограничиваются и довольствуются разовыми поручениями, не дают постоянных и на длительное время, не борются с ленивыми детьми).
Часто мы наблюдаем, что при уборке кабинетов, работе на цветниках, на субботниках учащиеся не умеют пользоваться инвентарём, даже не умеют держать, при этом и не проявляют желания.
В условиях рыночной экономики с ее жесткими требованиями к трудовым и профессиональным качествам работника неоспоримые преимущества получают те, кто приучен трудиться добросовестно, выполнять любую работу качественно и в срок, обладает для этого требуемыми знаниями и навыками.
Семья, воспитывая у ребенка трудолюбие, готовит, тем самым, его к вдумчивому выбору профессии, к поиску дела по душе, интересам, по общественной значимости. Но подросток не всегда может выбрать профессию, которая отвечает его физическим и психологическим особенностям: у него не хватает жизненного опыта, он предрасположен к переоценке своих способностей. Семья выступает важнейшим фактором в определении жизненного пути ребенка в выборе им профессии. Кто, как не родители, лучше других знают склонности своего ребенка, его возможности, кто лучше них сможет умело и ненавязчиво подсказать, убедить.

Основные позиции родителей относительно профессионального будущего детей:
1. Позитивная активная позиция. Родители стараются помочь детям выбрать профессию с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей.
2. Жесткая активная позиция. Родители безапелляционно, иногда в ультимативной форме предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения. При этом индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такой ситуации учитываются минимально или вообще игнорируются, никаких объяснений ребенку не дается.
3. Пассивная позиция. Родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно формировать профессиональный план. Иногда такая позиция вызвана негативным опытом со старшим ребенком, когда жесткая позиция вызвала нежелательные последствия.
Очевидно, что ошибки могут совершать только те родители, которые занимают 1 или 2 позиции, то есть, так или иначе, принимают участие в формировании профплана ребенка. Мы отметим наиболее типичные ошибки.
1. Предложение не соответствует индивидуальным особенностям ребенка, потому что родители недостаточно адекватно его (ребенка) оценивают. Эта ошибка достаточно легко поддается коррекции в процессе интерпретации результатов тестирования.
На сайте http://minskgrc.by/ можно пройти тестирование:

  1. Опросник профессиональных склонностей
  2. Тест-анализ житейских стереотипов при выборе профессии
  3. Методика определения основных мотивов выбора профессии
  4. Опросник "Мыслитель или художник"
  5. Тест "Общительность"
  6. Самооценка стрессоустойчивости

На сайте abiturient.by можно пройти платное тестирование:

  1. Опросник профессиональной готовности
  2. Опросник профессиональных склонностей
  3. Тест по определению типа профессиональной направленности личности

2. Родители не учитывают, что выбор профессии - процесс не только рациональный, но и эмоциональный. Поэтому, даже вполне адекватный совет иногда отвергается - ребенок не видит себя в предлагаемой деятельности. Родителям необходимо эмоционально рассказать о своей работе, о других известных им профессиях. Очень важно предоставить детям возможность наглядного ознакомления с разными профессиями.
3. Предложение родителей не соответствует мотивации ребенка, потому что родители не принимают ее всерьез ("мал еще, ничего не понимает, потом будет благодарен") или хотят, чтобы ребенок реализовал их планы ("станешь врачом, будешь нас лечить", "станешь экономистом - передадим тебе семейный бизнес" и т.п.).
4. Родители должны понять, что если ребенок получит профессию, не соответствующую его индивидуальным особенностям, он не станет хорошим специалистом, кроме того, неправильно выбранная профессия может испортить характер и причинить вред здоровью.
5. Родители предлагают ребенку не профессию, а учебное заведение. Такое предложение вообще не воспринимается ребенком в качестве совета, а родители, несмотря на участие, оцениваются как самоустранившиеся. Поэтому целесообразно сначала выбрать профессию, а потом - учебное заведение.
6. Родители предлагают ребенку выбрать профессию, которая с их точки зрения, всегда будет востребована. Как правило, именно в этом пункте установка родителей особенно твердая ("будешь учиться на экономиста, или не рассчитывай на нашу помощь"). Ребенок должен выбрать такую профессию, в которой он будет конкурентоспособным, что никакая профессия не является панацеей от безработицы, и ребенок рискует оказаться и невостребованным, и с ненужной ему профессией.

В педагогической практике широко популяризирована формула профессионального самоопределения «хочу» – «могу» – «надо», на основе которой учащиеся делают свой профессиональный выбор, однако на наш взгляд, процесс самоопределения не может начинаться со слова «хочу», т.к. подсознательно оно ассоциируется с фразой из известной всем сказки «По щучьему велению, по моему хотению…». У многих учащихся так и получается: они убеждаются, что «хочу» в жизни человека стоит на первом месте и далее любой выбор начинается с капризного «хочу», что для учащихся 8-11 классов (начало предпрофильной подготовки и профильного обучения) совершенно неприемлемо. Данный подход не способствует принятию молодым человеком ответственного решения в отношении своего социального, профессионального, нравственного или иного выбора.
Считаем, что процесс социального самоопределения можно представить формулой: «мечтаю» → «надо» → «могу» → «хочу» → «принимаю решение», где мечтаю = имею идеальный образ желаемого; надо = анализирую реальные условия, возможности, потребности и требования социума; могу = осознаю свои индивидуально-личностные, материальные и др. возможности; хочу = соотношу реальное положение дел с идеальным образом желаемого, мотивирован на достижение, т.к. знаю зачем мне это надо; принимаю решение = сам делаю выбор, т.е. определяюсь. Именно в этом случае происходит осознанный, зрелый выбор и человек успешно самоопределяется. 
С каждым днем появляются новые профессии и сферы деятельности. Ознакомиться с ними можно и в Интернете.
Полезные ссылки:

  1. Электронный справочник абитуриента KudaPostupat.by http://kudapostupat.by/
  2. Работа в Беларуси / Справочник профессий http://www.newproekt.com/profession.php

По заявлению Министерства труда и социальной защиты Беларуси в 2015 году ожидается рост числа вакансий в Беларуси в связи с потребностью в рабочей силе.
По-прежнему на рынке труда Беларуси, будут востребованы работники строительных профессий (маляр, монтажник, штукатур, столяр, бетонщик, каменщик, плотник, плотник-бетонщик, электрогазосварщик).
Кроме того, в Беларуси сохранится высокий спрос на водителей автомобиля и  слесарей (в том числе слесарей механосборочных работ, слесарей-сантехников, слесарей-ремонтников), электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, продавцов, санитарок, токарей, поваров, трактористов, швей и официантов.
Среди специалистов и служащих будут востребованы медицинские сестры, воспитатели дошкольного учреждения, фельдшеры, врачи, акушерки, инженеры, в том числе инженеры-технологи, инженеры-программисты.
В Любанском районе по-прежнему есть вакансии специалистов сельского хозяйства, лесного хозяйства, торговой отрасли, не хватает врачей, педагогов, медсестер, слесарей.
Наименее востребованными на рынке труда в Беларуси остаются охранники, учителя, экономисты, делопроизводители, диспетчеры, инспекторы по кадрам, секретари, техники-технологи, юристы.
Всем родителям хочется обеспечить благополучие своим детям, чтобы они получили надежную, уважаемую высокооплачиваемую профессию. Одна японская мудрость гласит: «Если ты поймаешь ребенку рыбу – он будет сыт один день, Если научишь ребенка ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь». Близкие люди имеют колоссальную силу влияния и с точки зрения профориентации.
Самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого, для детей очень важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям.

Директор гимназии
Уважаемые пользователи Интернет!
Приветствуем Вас на официальном
сайте Гимназии №1 г.Любани!  Каждая
страничка нашего сайта содержит
познавательную и интересную,
полезную и удивительную, важную и
практичную информацию.  
Далее...
Год исторической памяти
Телефоны горячих линий

Javascript DHTML Drop Down Menu Powered by dhtml-menu-builder.com  

 
 
ул. Ленина, 19, г. Любань, Минская обл., 223812     E-mail:    edu_gymn1@lyuban.gov.by
Регистрационное свидетельство № 6141202511 от 12.03.2012
Гимназия № 1 г.Любани © 2012-2022
Яндекс.Метрика